Страничка логопеда
ГБОУ СОШ № 360 имени А.В. Германа
Фрунзенского района Санкт–Петербурга
Костюк Юлия Валентиновна – учитель-логопед высшей квалификационной категории, со стажем работы 29 лет.
Юлия Валентиновна награждена грамотами и благодарственными письмами от школы, от районного и городского Комитетов по образованию Администрации Санкт–Петербурга.
В 2003 году учитель-логопед награждена Дипломом III степени за участие в конкурсе педагогических достижений, в номинации «Инновации службы сопровождения».
На школьный логопедический пункт принимаются дети с нарушениями устной речи (нарушения звукопроизношения и аграмматизмы устной речи) и со стойкими специфическими ошибками письма и чтения (дисграфией и дислексией), которые препятствуют усвоению школьной программы.
На коррекционных занятиях логопедическое воздействие осуществляется на речевую систему в целом, а именно:
1. коррекция звукопроизношения;
2. развитие мелкой и артикуляционной моторики;
3. развитие фонематического слуха, восприятия, представлений;
4. развитие грамматического строя речи;
5. накопление и совершенствование словарного запаса (совершенствование лексической стороны речи);
6. развитие связной речи.
На логопедических занятиях учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям. Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.
Гимнастика для глаз
Рекомендации для родителей первоклассников
Памятка для родителей и учителей
Фотоотчет из опыта работы
Основная специфичность работы учителя-логопеда с детьми, страдающими дисграфией и дислексией заключается в:
- сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
- развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте устной речи, письма и чтения;
- выработке четкой артикуляции звуков;
- выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков (например [п - б], [к - г], [с - з], [ш - ж] и др., а также [ц - ч], [с - ш], [з - ж] и др.);
- систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря детей и развитию мышления.
Заключение недоразвитие речи предполагает более низкий уровень сформированности речевой функции или всей речевой системы в целом.
Выделяют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР).
ФФНР – нарушение произношения у детей, с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия звуков и произношения фонем.
ОНР – форма речевой аномалии, при которой нарушены все компоненты речи (звуковые и смысловые). Страдает фонетико – фонематическая сторона речи, ее лексическая сторона и грамматический строй. Общее недоразвитие речи может наблюдаться и при заикании (судорожное нарушение темпа и ритма речи), и при дислалии, дизартрии, алалии (нарушение еще несформированной речи, неправильное ее формирование) и т.д.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервацией речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты произношения, фонетическое нарушение речи (ФНР).
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического нарушения центральной нервной системы, приводящего к двигательным расстройствам.
Дисграфия – стойкое, специфическое нарушение письма, которое может быть обусловлено нарушением звукопроизношения или несформированностью процессов звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.
Дислексия - стойкое, специфическое нарушение письменной речи, которое связано с нарушением процесса чтения. Дети затрудняются в узнавании и опознавании букв, с трудом сливают буквы в слоги, слоги в слова, что приводит к нарушению воспроизведения слова и к искажению понимания прочитанного.
Литература для родителей
1. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми», СПб, 1994 г.
2. Залмаева Р.Я. «Сам себе логопед», СПб XXI век, 1995 г.
3. Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [л], [с] и др.», Издательство Академия развития, 1996 г.
4. «Русский язык для малышей», Художник Людмила Якшис.
5. Кубасова О.А. «Там, в стране Читалии», Москва, Новая школа, 1997 г.