Какие ошибки в письме детей начальной школы
должны насторожить родителей и учителей
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1. Пропуски букв и слогов - "трва" (трава), "кродил" (крокодил), "пинес" (принес).
2. Перестановки букв и слогов - "онко" (окно), "звял" (взял), "пеперисал" (переписал), "натуспила" (наступила).
3. Недописывание букв и слогов - "красны" (красный), "лопат" (лопата), "набухл" (набухли).
4. Наращивание слов лишними буквами и слогами - "тарава" (трава), "котораые" (которые), "бабабушка" (бабушка), "клюкиква" (клюква).
5. Искажение слов - "наотух" (на охоту), "хахаб" (храбрый), "чуки" (щеки), "спеки" (с пенька).
6. Слитное написание слов и произвольное их деление - "нас тупила" (наступила), "виситнастене" (висит на стене), "у стала" (устала).
7. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - "Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером".
8. Замена одной буквы на другую - "зуки" (жуки), "панки" (банки), "тельпан" (тюльпан), "шапоги" (сапоги).
9. Нарушения смягчения согласных - "васелки" (васильки), "смали" (смяли), "кон" (конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико - грамматической стороны речи:
1. Аграмматизм - "Саша и лена собирают цветы. Дети сидели на большими стульях. Пять желтеньки спиленачки" (пять желтеньких цыплят).
2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок "вкармане", "при летели", "в зела" (взяла), "подороге".
Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т. е. за внимательность в течении всего занятия, за активность, за желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки.