Рекомендации для родителей первоклассников, имеющих нарушения речи
- Не искажайте слова, «не съедайте» слоги и окончания слов, четко произносите каждый звук
- Никогда не подделывайтесь под «детский» язык, не подражайте речи ребенка, не «сюсюкайте» с ним.
- Особенно четко произносите незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
- Приучайте ребенка смотреть на лицо говорящего, тогда он легче переносит артикуляцию взрослых.
- За неправильным произношением звуков может скрываться общее недоразвитие речи, выражающееся в бедности словарного запаса, в несформированности грамматического строя речи и прочее. Часто при обращении к специалистам "только из-за звуков", выявляются также отклонения от нормы со стороны нервной системы и отставание в общем психическом развитии.
- Развивайте познавательные потребности. Обращаясь с ребенком и передавая ему новые знания, формируйте познавательные умения: умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать, делать обобщения и выводы; обнаруживать связь между причиной и следствием.
- Поощряйте тягу к экспериментированию. Это развивает пытливость ума, самостоятельность и инициативу. Показывайте способы обследования предметов.
- Дайте ясное представление о сложных вещах, трудных для понимания детьми, о характере их происхождения и применения, о их месте в окружающем мире.
- Умейте слушать. Поддерживайте попытки ребенка рассуждать.
- Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.
- Сначала спрашивайте "Что", а затем "Зачем и почему".
- Умейте читать послогово (в основе слова - слог, а не буква).
- Постоянно обогащайте словарный запас ребенка. Показывайте как можно больше предметов.
- Как можно больше общайтесь с ребенком, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы дома, на улице.
- Ежедневно читайте ребенку вслух. Просите пересказывать прочитанное, ведите с ним диалог.
- Рассматривайте книжки с картинками и просите составить простой рассказ по ним, учите видеть изображенное. Задавайте вопросы: кто это? что делает?
- Обсуждайте увиденное на прогулке: что видишь? кого? что они делают?
- Приобретайте записи любимых песенок, стихов и сказок ребенка, пусть он слушает их снова и снова. Ребенок должен слышать пример правильной литературной речи.
- Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, книг, журналов.
- Учите слушать, то есть воспринимать информацию.
- Обращайтесь за консультациями к логопеду.
Уздечка - подрезать или нет?
Вновь и вновь этот маленький кусочек соединительной ткани под язычком заставляет родителей беспокоится о звукопроизношении ребенка. Часто встаёт вопрос подрезать её или нет. Операция по подрезанию не такая пустяковая, как принято считать.
Существует мнение, что делать её стоит только после того, как предприняты попытки растянуть её логопедическими методами: в игровой форме при помощи специальных упражнений, часть которых можно выполнить и в домашних условиях.
Малыш - левша
Если малыш - левша, как помочь ему легко и с удовольствием подготовить руку к письму. Представлен практический материал в виде интересных упражнений.
Червякова Н. А. учитель-логопед МДОУ №18 г. Мурманска
По материалам сайта http://www.logolife.ru